Семиотика-3
ь подвергается расчленению; будет выделена конкретная научная проблема.
(9) "[...] имелось одно весьма важное и необъяснимое упущение;"
а) Продолжается развертывание цепочки "Программа"; появляется ее третий элемент: научный опыт, который до сих пор ни разу не был поставлен который, следовательно, должен быть поставлен; такова логика всякого любознательного исследователя.
б) Этот опыт был упущен из виду не по какой-то "забывчивости"; во всяком случае, такая забывчивость глубоко знаменательна: она есть не что иное, как отказ думать о Смерти: здесь имеется табу (которое будет затем снято, к величайшему ужасу очевидцев); данная коннотация относится к символическому коду.
(10) " - никто еще не подвергался месмерическому воздействию in articulo mortis."
а) Четвертый элемент цепочки "Программа": определение лакуны (в риторическом коде здесь происходит, конечно, снятие отношения между констатацией лакуны и ее дефиницией: оповещение/конкретизация).
б) Латынь (in articulo mortis), язык юристов и медиков, создает впечатление научности (научный код), но, кроме того, выступает здесь в функции эвфемизма (на малоизвестном языке говорят то, что не осмеливаются сказать на обиходном языке), указывая тем самым на
440
некое табу (символический код). Судя по всему, Смерть подлежит табуированию главным образом как переход, как пересечение порога, как умирание; жизнь и смерть - это состояния, сравнительно легко поддающиеся классификации, они к тому же образуют парадигматическую оппозицию, они предполагают смысловую устойчивость, которая всегда успокоительна; но переход из одного состояния в другое, или, точнее, вмешательство одного состояния в другое (именно такой процесс будет сейчас описан в рассказе), разрушает смысл, порождает ужас: происходит нарушение границы между противоположностями, нарушение классификации.
(11) "Следовало выяснить [...]"
Оповещение о переходе к подробностям "Программы" (риторический код и акциональная цепочка "Программа")