Морфология волшебной сказки
Братья этого не могут (отрицательная реакция ложного героя — Г1neg). To же: пастух предлагает съесть барана и другой — съесть кабана. Реакция отрицательная. Змей: "Съешьте двенадцать волов" (новое испытание другим персонажем — Д1). Братья опять этого не могут (Г1neg). Братья брошены под камень (наказание вместо награждения — Zcontr).
II. Рождается Покатигорошек. Мать рассказывает о беде (сообщение о беде — В4). Герой отправляется в поиски (реакция героя СТ'). Пастухи и змей как выше (испытание героя — Д1, его реакция —
Г;испытание остается для хода действия без последствий). Бой со змеем и победа (Б1-П1). Избавление сестры и братьев (ликвидация беды — Л4). Возвращение (
?).
5. Анализ двухходовой сказки: первый ход развивается через функцию боя и победы (Б-П), второй — через трудную задачу и ее разрешение (З-Р).
No
139.I. Бездетный царь. Чудесное рождение трех сыновей царицей, коровой, собакой (t). Они выезжают из дома (1). Спор о старшенстве выигрывает Сученко (мотивы 21–23 — не функция хода действия). Встречают Белого Полянина. Два брата бьются с ним неудачно (схватка с враждебным дарителем Д9, - и отрицательная реакция ложного героя — ^neg), он их избивает (наказание вместо награждения — Zcontr). Сученко его побеждает (Д9Г9). Он предоставляет себя в распоряжение героя (Z9). Наезжают на дом, в нем старый дед. Три брата последова-эельно с ним бьются (Д9). Старик побеждает (отрицательная реакция героя — Г9neg). Младший побеждает его (Г9). Он бежит, по его кровавым следам найден вход в иное царство (кровавый след указывает путь — R6), Сученко спускается туда на канате (использование неподвижных средств сообщения — R5) — Z=R65. "Он вспомнил про царевен, что покрали на тот свет три змия. Пойду их шукать" (похищение — А12 — произошло до начала хода действия, но повествуется о нем в середине, внезапное воспоминание о нем — эквивалент сообщения В4). Отправка на поиски (C?). Следует три боя и победа (Б1-П1). Девушки освобождены (освобождение — Л4).