Морфология волшебной сказки
Награждения все три раза не происходит (Z1neg).
И долго бы ей бегать по полям, да бродить по лесу, да к счастью попался еж15;
15. Появление благодарного помощника.
хотела она его толкнуть16,
16. Беспомощное состояние помощника без просьбы о пощаде (
д7).
побоялась наколоться17 и спрашивает:
17. Пощада (Г7).
"Ежик, ежик, не видал ли, куда гуси полетели?"18 —
18. Диалог (связующий элемент — §).
"Вон, туда-то", — указал19.
19. Благодарный еж указывает путь (Z9=R4).
Побежала — стоит избушка на курьих ножках, стоит — поворачивается20.
20. Жилище антагониста-вредителя [92b].
В избушке сидит Баба-яга, морда жилиная, нога глиняная21.
21. Облик антагониста [94].
Сидит и братец на лавочке22,
22. Появление искомого персонажа [98].
играет золотыми яблочками23.
23. Золото — одна из постоянных деталей искомого персонажа. Атрибут [99].
Увидела его сестра, подкралась, схватила и унесла24, 25,
24. Добыча с применением хитрости или силы (Л1).
25. Не упомянуто, но подразумевается возвращение (?).
а гуси за нею в погоню летят26;
26. Погоня, преследование в форме полета (Пр1.).
нагонят злодеи — куда деваться?" Вновь следует тройное испытание тех же персонажей, но с положительным ответом, который вызывает помощь самого испытателя в форме спасения от погони. Речка, яблоня и дерево прячут девушку27. Сказка кончается прибытием девочки домой.
27. Вновь трижды то же испытание (Д1), реакция героя на этот раз положительная (Л). Испытатель предоставляет себя в распоряжение героя (
79), осуществляя этим спасение от погони (Сп4).
Если теперь выписать все функции этой сказки, то получится следующая схема:
Теперь представим себе, что подобным же образом проанализированы все сказки нашего материала, и что в результате каждого анализа выписана схема. К чему это приведет? Прежде всего следует сказать, что разложение на составные части чрезвычайно важно для всякой науки вообще. Мы видели, что до сих пор не было средств сделать это вполне объективно для сказки.