Морфология волшебной сказки
Другой брат едет на охоту (отлучка — е3). В лесном доме прекрасная девушка начинает его завлекать (обман антагониста с целью погубить —
г3). Герой поддается ее обману (g3), она превращается в львицу и пожирает его (убиение — А14; одновременно служит местью за убийство змеев в предыдущем ходе: девушка оказывается сестрой убитых змеев). Платок у брата дает знак беды (сообщение о беде — В4), брат отправляется его избавлять (C?). Езда на волшебном коне по воздуху (R2); девушка (львица) пытается его соблазнить, он не поддается (
г3-g3neg), заставляет ее отрыгнуть проглоченного и оживляет его (оживление — Л9). Прощает змеиху (Hneg).
Сказка имеет краткий не шаблонный конец: оставленная в живых змеиха разрывает братьев на кусочки.
I.
i a2 В3 С? Д2 Г2 Z1
?
II.
a2 В3 С ? Д2 Г2 Z1
?
III. ? s 102
IV. А17 С ? Б1 — П1 К1 Ф У О Н С* III. е3
г3-g3 А14 В4 С ? R2 г3-g3neg Л9 Нneg
Приложение III
Схемы и примечания к ним
На вклейке печатаются схемы сорока пяти
сказок сборника Афанасьева из ста, указанных в тексте. Введены некоторые упрощения. Так, по техническим причинам не указаны утроения. Равным образом в схемах не указаны функции вступительной части (е,
б-b, в-w, г-g). Полный анализ нескольких избранных текстов читатель найдет на с. 97–103.
Если функции или группы их повторены одна за другой в разных видах, такое повторение обозначается подписыванием повторных элементов друг под другом в фигурных скобках. Например,
означает, что даритель обращается к герою с какой-либо просьбой (Д7), герой ее выполняет (Г7), тот предоставляет себя в его распоряжение (Z9). Вслед за тем даритель подвергает героя испытанию (Д1), герой его выдерживает (Г1), даритель передает ему волшебное средство (Z1). Если развитие хода действия прерывается и в действие вклинивается новый ход, такой перерыв обозначается отточием с обозначением нового хода (второго, третьего и т. д.) через римскую цифру. Например, R1… II. А4 означает, что между мотивом передвижения героя в пути (R1) и ликвидацией им начальной беды (Л4) вставлен новый, второй, рассказ, который в схеме будет обозначен ниже под цифрой II.