Теория литературы
Так, в седьмом "Философическом письме" П.Я. Чаадаев сокрушал Гомера, утверждая, что поэт воспевал "гибельный героизм страстей", идеализировал и обожествлял "порок и преступление". По его мысли, нравственное чувство христианина должно порождать отвращение к гомеровскому эпосу, который "ослабляет (126) напряжение ума", "убаюкивает и усыпляет человека "своими мощными иллюзиями" и на котором лежит "немыслимое клеймо бесчестия"2. Сурово отзывался о шекспировских пьесах Л.Н. Толстой в статье "О Шекспире и драме".
В XX столетии "колеблемым треножником" нередко оказывалась художественная классика как таковая (в начале века это выражение Пушкина далеко не случайно было подхвачено Ходасевичем). Обосновывая программу символизма, А. Белый видел заслугу "поистине" современного искусства в том, что им "сорвана, разбита безукоризненная окаменелая маска классического искусства"3. В подобного рода нападках на классическое наследие (имеющих некоторые резоны в качестве протеста против догматически узких толкований прославленных произведений) ему ошибочно приписывается мертвенная неподвижность и забывается неизбывная динамика восприятия созданий поистине художественных.
2. МАССОВАЯ ЛИТЕРАТУРА4
Словосочетание "массовая литература" имеет разные значения. В широком смысле это все то в литературе, что не получило высокой оценки художественно образованной публики: либо вызвало ее негативное отношение, либо осталось ею не замеченным. Так, Ю.М. Лотман, разграничив литературу "вершинную" и "массовую", в сферу последней включил стихи Ф.И. Тютчева, какими они неприметно явились в пушкинскую эпоху. Ученый считает, что тютчевская поэзия вышла за рамки массовой литературы лишь тогда (вторая половина XIX века), когда она была высоко оценена художественно образованным слоем5.
Но гораздо более распространено и влиятельно представление о массовой литературе как литературном "низе", восходящее к классицистически ориентированным теориям: к нормативным поэтикам, которые резко противопоставляли друг другу жанры высокие, серьезные, канонические и низкие, смеховые, неканонические.