Теория литературы

Достоевского.
Художественные произведения (в частности, и литературные)создаются на основе единого творческого замысла (индивидуального или коллективного) и апеллируют к их постижению как некоего единства (смыслового и эстетического), а потому обладают завершенностью (или, по крайней мере, к ней устремлены). Они являются некоей окончательной данностью: никаким "послеавторским" трансформациям, доделкам и переделкам не подлежат. Но автор, пока он жив, может вновь и вновь обращаться к уже опубликованному тексту, его дорабатывать и перерабатывать. Так, Л.Н. Толстой в 1870-е годы намеревался вернуться к работе над "Войной и миром" и устранить из текста некоторые философско-исторические рассуждения, но своего намерения не осуществил1.
Случается, далее, что автор публикует текст, не полностью отвечающий его творческому замыслу, его художественной воле. Так, А. С. Пушкин отметил, что он "решился выпустить" из своего романа "Отрывки из путешествия Онегина" "по причинам, важным для него, а не для публики"2 . В этой связи перед литературоведами встает непросто решаемый вопрос о составе текста великого пушкинского творения и принципах его публикации: являются "Отрывки" (а также "Десятая глава", сохранившаяся в набросках, притом зашифрованных) неотъемлемыми звеньями романа в стихах или же это его "побочные ответвления", которые подобает публиковать лишь в научных изданиях как издательские примечания?3
И, наконец, некоторые произведения имеют авторские варианты: (148) публикации разных лет, осуществленные самими писателями, порой резко отличаются друг от друга. Яркий пример тому - роман Андрея Белого "Петербург", существующий как факт истории русской литературы XX в. в двух разных авторских редакциях. Несколько вариантов имеет лермонтовская поэма "Демон", при жизни поэта не публиковавшаяся. Бывает, что писатель до конца своей жизни продолжает доводить до завершения в основном уже написанное произведение, шлифует его и совершенствует ("Мастер и Маргарита" М.А. Булгакова).

Меню сайта

 

Hosted by uCoz