Теория литературы
п.).
При этом формы культуры взаимосвязаны, ибо "действуют" на грандиозном общем поле, какова жизнь человечества. У них есть зоны схождений и почва для интенсивных дружественных контактов. И в частности, художественная деятельность не только активно взаимодействует с иными пластами культурного бытия, но и неизменно многое от них в себя впитывает. По словам Н.В. Станкевича, "искусство живет с духом и из духа и переживает с ним все судьбы его"4. Поэтому для художественного творчества неблагоприятна установка на его автономию (лозунг "чистого искусства"), на его изоляцию от внехудожественной реальности. Представление об искусстве как надменно отрешенном от бытия подверг убедительной критике Н.А. Бердяев. Он утверждал, что нельзя человека-творца превращать в раба автономного искусства, что свобода художника не может быть беспредметной: "Все сферы человеческого творчества <...> имеют единое духовное питательное лоно", и искусство есть не просто "звуки сладкие", а служение, оно "предполагает призвание, призвание же есть <...> зов к сверхличному". Вместе с тем философ отмечал, что идея автономии искусства отчасти и верна - "в том смысле, что искусство <...> не может жить по закону жизни моральной, познавательной, социальной"5. По мысли современного ученого, "свобода - первое условие существования искусства", а его "душа" - это "стремление к человечности"6.
О том, что причастность художника жизни как целому составляет своего рода норму культуры, об ответственности художника перед человеческой реальностью говорили многие крупные писатели и ученые: в Германии - Т. Манн и Г. Гессе, в нашей стране - М.М. Бахтин (см. "Искусство и ответственность"7, а также "К философии поступка") и М.М. Пришвин, с горечью писавший о "литературно-демоническом (85) самомнении" писателей, которое закрывает им "дверь в жизнь"8. Правомерно говорить о взаимной ответственности: деятелей искусства - перед жизнью, общества - перед искусством.
Человек формируется и самоопределяется на путях творческого приобщения к культуре в целом, наследуя ее традиции и осваивая ценности самого разного рода.