Теория литературы
Художественная словесность способна постигать реальность и в тех случаях, когда она не имеет дела с характерами и типами. Так, в мифах, сказках, народном эпосе герои совершали определенные поступки, но при этом могли не получать какой-либо характеристики. "Самая проблема человеческих характеров не изначальна в литературном искусстве", - утверждал А.И. Белецкий. И замечал, что в народных сказках и героическом эпосе "действующие лица только вершители действия <...> но о характеристике их не может идти и речи"1. Скупо и клишированно обозначавшиеся переживания всецело зависели от развертывания событий: сказочного героя постигает беда - и "катятся слезы горючие" или его "резвые ножки подкосилися". "В центре внимания писателей, -характеризовал Д.С. Лихачев жития в русской литературе конца XIV - начала ХV вв."-оказались отдельные психологические состояния человека, его чувства, эмоциональные отклики на события внешнего мира. Но эти чувства, отдельные состояния человеческой души не объединяются еще в характер"2.
"Внехарактерность" совсем .иного рода присуща многим произведениям нашего столетия. Мир человека (особенно в литературе "потока сознания", о которой речь пойдет позже) постигается как нестабильный, аморфный, чуждый какой-либо определенности. Так, Г. Гессе в романе "Степной волк" оспаривает традиционную реалистическую литературу, где каждое лицо - "четко обозначенная и обособленная цельность", и называет соответствующую эстетику поверхностной и дешевой. "В действительности, -пишет он, - любое "я", даже самое наивное,-это не единство, а многосложный мир, это маленькое (39) звездное небо, хаос форм, ступеней и состояний, наследственности и возможностей <...> Тело каждого человека цельно, душа -нет. Поэзия <...> по традиции <...> оперирует мнимоцельными, мнимоедиными персонажами". Говорится также, что единство личности является "лишь иллюзией"3.
***
Термины "подражание" и "символизирование", "тип" и "характер", как видно, констатируют разные аспекты связей искусства с внехудожественной реальностью.