Теория литературы
Кафки, "Тошнота" Ж.П. Сартра, произведения театра абсурда). Отвержение катарсиса рядом деятелей искусства XX в. (Б. Брехт, например, считал катарсис "сущим варварством") было предварено Ницше, который утверждал, что наслаждение от трагедии надо искать "в чисто эстетической сфере", не захватывая областей "сострадания, страха, нравственного возвышения", называл катарсис патологическим разряжением, считая его некоей мнимостью7.
По мысли Д.С. Лихачева, в художественных произведениях XX в., наряду с катарсическим началом, присутствует другое, инонаправленное, устрашающее: в кризисных ситуациях у людей искусства появляется потребность "освободить хаос, дать ему волю". При этом "само искусство пугает, как пугает действительность. Где остановиться? Где получить передышку?"1. Здесь наш ведущий ученый ставит (не давая на него ответа) один из кардинальных и болезненно напряженных вопросов современной художественной культуры. Заметим в этой связи, что в творениях искусства, которые стали вечными спутниками человечества, катарсическое начало неизменно присутствует.
Имеет место оно и в той ветви литературы нашего века, которая с беспощадной жесткостью высвечивает бедствия, ужасы, катастрофы, обрушившиеся на бесчисленные множества людей. Таково творчество В.Т. Шаламова, в одном из стихотворений которого сказано: "Эти (81) слезы - очищенье,/ Их также "катарсис" зовут" ("Мне не сказать, какой чертою...")2.
Катарсис правомерно охарактеризовать как воплощение веры художника в вечную сохранность и неистребимость ценностей, прежде всего нравственных.
2. ХУДОЖЕСТВЕННОСТЬ
Словом "художественность" обозначается, во-первых, включенность произведения в сферу искусства или, по крайней мере, причастность ей, во-вторых-яркое, последовательное и широкое раскрытие в произведении свойств и черт искусства. Художественность (во втором значении слова) наличествует там, где автор сполна проявил свою творческую одаренность, где ярко сказался нашедший себя талант. Будучи необходимым условием успешной деятельности в области искусства, талант вместе с тем не составляет единственной предпосылки появления произведений, отмеченных художественностью.