Теория литературы
Поэтому героическое и в художественном творчестве непреходяще значимо.
2. БЛАГОДАРНОЕ ПРИЯТИЕ МИРА И СЕРДЕЧНОЕ СОКРУШЕНИЕ
Этот круг умонастроений во многом определил эмоциональную тональность высоких жанров искусства, упрочившихся в русле христианской традиции. Атмосфера благоговейного созерцания мира в его глубинной упорядоченности и приятия жизни как бесценного дара свыше присутствует в таких разных творениях, как "Троица" Рублева, "Сикстинская мадонна" Рафаэля, "Цветочки" Франциска Ассизского, ода "Бог" Г.Р. Державина, "[Из Пиндемонти]" А.С. Пушкина (напомню: "По прихоти своей скитаться здесь и там,/ Дивясь божественным природы красотам,/ И пред созданьями искусств и вдохновенья/ Трепеща радостно в восторгах умиленья,/ Вот счастье! вот права..."), и "Ветка Палестины" М.Ю. Лермонтова (вспомним завершающие строки "Все полно мира и отрады/ Вокруг тебя и над тобой"). Подобного рода эмоциональность нередко обозначается словом "умиление", значимым, в частности, у Ф.М. Достоевского. Вот слова героя-рассказчика о Макаре Ивановиче (роман "Подросток"): "Больше всего он любил умиление, а потому и все на него наводящее, да и сам любил рассказывать умилительные вещи". По словам Н.С. Арсеньева, русского философа-культуролога первой половины нашего века, на высотах духоносной жизни сияет "дар умиления, умиленных благодатных слез"4.
Исполненное благодарности мироприятие неразрывными узами связано в христианской культурной традиции с сердечным сокрушением и просветляющим покаянием, главное же-с состраданием, простирающимся на все и вся. По словам С.С. Аверинцева, "обнимающая весь мир слезная жалость" понимается здесь "не как временный аффект, но как непреходящее состояние души и притом как путь борения, "уподобления Богу"5.
Эмоциональная атмосфера, о которой идет речь, едва ли не доминирует в житиях и родственных им жанрах. Она органически сопряжена (71) с темой праведничества в литературе и живописи и, в частности явственна в ряде произведений отечественной классики XIX в.