Теория литературы
Подобный "сплав" имел место в судьбах Байрона и П.И. Пестеля. Он присутствует в литературе (романтические поэмы 1820-1830-х годов, ранние произведения М. Горького). Такого рода героика нередко получала освещение сурово критическое (например, образ Раскольникова в "Преступлении и наказании" Ф.М. Достоевского).
Русский XIX век и его литература ознаменовались присутствием героики радикального преобразования жизни, которая в начале XX столетия либо принималась и поднималась на щит как предварение большевизма3, либо, напротив, подвергалась осуждению1.
В 1930-1940-е годы героическое рассматривалось апологетами социалистического реализма как своего рода центр искусства и литературы. "Когда страна быть прикажет героем, у нас героем становится любой",-языком массовой песни заявляла о себе сталинская эпоха. В этих словах явственна вульгаризация героического действия, которое по своей сути инициативно и свободно: героика по принуждению, по чьему-то приказу - это бессмыслица и абсурд, демагогическое возведение в принцип и норму человеческой зависимости, несвободы, рабства.
Героическое в серьезном смысле - доминанта культуры и искусства ранних исторических этапов. Гегель считал "веком героев" догосударственные, "дозаконные" времена. Он полагал, что удел человека последующих эпох воспоминания о временах героических2. Сходные мысли высказывал историк Л.Н. Гумилев. Он утверждал, что "любой этногенез", т. е. процесс формирования народа (нации) "зачинается героическими, подчас жертвенными поступками небольших групп людей". Этих людей ученый назвал пассионариями и отметил, что "пассионарность не имеет отношения к этическим нормам, одинаково легко порождая подвиги и преступления, творчество и разрушение, благо и зло". У истоков жизни каждого из народов, полагал Гумилев, находится "героический век"3. (70)
Со всем этим трудно спорить. А вместе с тем справедливо и другое: напряженно кризисные, экстремальные ситуации, властно призывающие людей к героически-жертвенным свершениям, возникают на протяжении всей многовековой истории народов и человечества.