Теория литературы

Эстетическое при этом связывается с отклонениями от всего привычного и устоявшегося, с некими нарушениями. "Нормированное эстетическое", утверждает ученый, осталось в прошлом: традиционно прекрасное было узаконено, а потому безлично. Иерархически выше его и современнее "ненормированное эстетическое"5.
Сходные мысли (в более мягкой форме) позже высказал М. Бердсли (1915-1985). Лидер американской эстетики утверждал, что любой предмет может рассматриваться с эстетической точки зрения. Ученый говорит о двух путях эстетического вкуса и опыта. Первый (прежний, традиционный) - это любовь к прекрасному. Второй, более насущный для современности, - это всеобщее эстетизирование реальности: распространение эстетической точки зрения на все, что окружает человека1. Подобного рода концепции идут вразрез с многовековым опытом искусства и философии, но вполне согласуются с установками и практикой модернизма и в особенности авангардизма.
В эстетике XX в., однако, наличествует и иная ветвь. Ее правомерно назвать неотрадиционалистской (о неотрадиционализме см. с. 365). Здесь подчеркивается, что эстетические эмоции направлены на содержательную форму предметов (о ней см. с. 154) и являются духовно заинтересованными в воспринимаемом. Так, М.М. Бахтин термину Канта "незаинтересованность" предпочел другой, более осторожный. Он говорил о вненаходимости носителя эстетической эмоции по отношению к воспринимаемому. Свойства эстетического восприятия, полагал Бахтин, обусловливают не только пространственную и логическую дистанцию между субъектом и объектом, но и их внутреннее родство и органическую связанность. По мысли ученого, этическая эмоция как бы требует от того, кто испытывает ее, не только "вненаходимости" по отношению к воспринимаемому, но и причастности ему. Бахтин настойчиво говорил о душевной расположенности и любовной близости человека к источнику эстетического (25) переживания. Он полагал, что эстетическому присущи "доброта и благостность", что центром эстетического видения является "любовно утвержденная конкретная действительность" и что "только любовь может быть эстетически продуктивной" и (как согласную с его суждениями) приводил русскую пословицу: "Не по хорошу мил, а по милу хорош".

Меню сайта

 

Hosted by uCoz