Говорите и пишите правильно
Стилистическая функция сравнения — создание художественной образности. Например, в предложении
Могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы(И. Тургенев) дерево сравнивается с живым существом и создаётся художественный образ, чему, в частности, способствует сопоставление слов мужского и женского рода (
дуб — липа). А в предложении
Как выжженная палами степь, черна стала жизнь Григория(М. Шолохов) образное восприятие мрачной, выжженной степи переносится на внутреннее состояние героя романа.
Сравнения выражаются различными способами:
1) оборотами с союзами (
как, словно, будто, точнои др.):
Воздух чист и свеж, как поцелуй ребёнка(М. Лермонтов);
Он бежал быстрее, чем лошадь(А. Пушкин);
2) формой сравнительной степени прилагательного или наречия:
И является она у дверей иль у окна ранней звёздочки светлее, розы утренней свежее(А. Пушкин);
3) существительным в форме творительного падежа:
В груди её птицею пела радость(М. Горький);
4) лексически (при помощи слов
подобный, похожийи др.):
Её любовь к сыну была подобна безумию(М. Горький);
На глаза осторожной кошки похожи твои глаза(А. Ахматова).
Наряду с простыми сравнениями, в которых два явления сближаются по какому-либо общему у них признаку, используются сравнения развёрнутые, в которых сопоставляются многие схожие черты:
Чичиков всё ещё стоял неподвижно на одном и том же месте, как человек, который весело вышел на улицу с тем, чтобы прогуляться, с глазами, расположенными глядеть на всё, и вдруг неподвижно остановился, вспомнив, что он позабыл что-то, и уж тогда глупее ничего не может быть такого человека: беззаботное выражение слетает с лица его; он силится припомнить, что позабыл он, не платок ли, но платок в кармане, не деньги ли, но деньги тоже в кармане; всё, кажется, при нём, а между тем какой-то неведомый дух шепчет ему в уши, что он позабыл что-то.
(Н. Гоголь)
Метафора — это слово или выражение, которое употребляется в переносном смысле для обозначения какого-либо предмета или явления на основе сходства его в каком-нибудь отношении с другим предметом или явлением.