Говорите и пишите правильно

Определяемое существительное не может стоять внутри причастного оборота, как это имеет место в заголовке.
Причастие может занимать любое место в обособленном обороте. Оно может располагаться в начале оборота:
У ворот его стояла кибитка, запряжённая тройкою татарских лошадей(А. Пушкин), в середине:
С пятилетнего возраста отдан я был на руки стремянному Савелъичу, за трезвое поведение пожалованному мне в дядьки(А. Пушкин) или в конце (этот вариант носит устарелый характер):
Между нами находился офицер, недавно к нам переведённый(А. Пушкин).

Вошедшиеграждане, оплачивайте проезд!

Наверное, и вы слышали подобное обращение водителя трамвая, автобуса или троллейбуса к пассажирам, только что вошедшим в салон. Вы могли слышать и такие призывы: «Взятые книги срочно вернуть», «Нарушающие должны платить штраф» и т.п. С точки зрения смысловой не все они являются ущербными: недостающие слова, зависящие от причастия, восполняются «контекстом ситуации», т.е. подсказываются обстановкой. Но по правилам грамматики причастие в подобных случаях должно иметь при себе пояснительные слова:
вошедшие в вагон граждане; взятые из библиотеки книги; нарушающие правила дорожного движения.

Коровы,
отправляющиесяна убой

В заголовке использовано возвратное причастие, которое имеет страдательное значение: очевидно, речь идёт о коровах, которых отправляют на убой. Но автор не учёл, что суффикс
-сяможет придавать глаголу (стало быть, и причастию) и другое значение — активного действия. Если причастие имеет такое значение, то получается, что коровы сами шагают на убой (сравните:
Завтра мы отправляемся в поход). 


Другие неудачные примеры: «девочка, воспитывающаяся бабушкой»; «письменные работы, выполняющиеся учеником». Подобная двузначность устраняется заменой причастия на
-сястрадательным причастием на
-мый:
коровы, отправляемые на убой; девочка, воспитываемая бабушкой; письменные работы, выполняемые учеником.
Возможен и другой случай: неправильное употребление форм времени.

Меню сайта

 

Hosted by uCoz