Говорите и пишите правильно

Тургенев);
Землю не отнимут у них(М. Шолохов);
4) при двойном отрицании (т.е. при усиленном утверждении):
Не могу не сказать несколько слов об охоте(И. Тургенев);
Женщина не может не понять музыку(М. Горький);
5) при наличии в предложении слов с ограничительным значением (
едва, чутьи т.п.):
едва не уронил чашку, чуть не пропустил урок; Раз он даже шикал, за что чуть было не потерял место(А. Чехов);
6) обычно в конструкции «
не+ вспомогательный глагол + неопределённая форма переходного глагола + дополнение» (т.е. при отнесении дополнения не непосредственно к глаголу с отрицанием, а к неопределённой форме глагола, зависящей от глагола с отрицанием, что ослабляет влияние самого отрицания):
Не стану описывать Оренбургскую осаду(А. Пушкин);
Я не успел сшить форму(М. Горький). К последнему случаю и относится пример из заголовка.
Факультативное употребление форм обоих падежей встречается в тех случаях, когда нет указанных выше условий, явно склоняющих нас к выбору одного из двух падежей. Поэтому допустимо и
Я не читал вчерашней газеты, и
Я не читал вчерашнюю газету. Но в этом случае следует помнить о стилистическом различии падежных форм. Конструкции с родительным падежом характерны для книжной речи:
Я не намерен умалять чьих-либо заслуг(М. Горький). Конструкции с винительным падежом типичны для речи разговорной:
Так и умрёшь, не выговорив это слово(М. Горький).
Добавим, что после глаголов с приставкой
недо-, не имеющей значения отрицания, а указывающей на выполнение действия ниже нормы, дополнение обычно ставится в форме винительного падежа:
недогрузить тонну угля, недодать почту, недолить стакан, недооценить силу противника, недовыполнить план, недоварить суп, недоглядеть ошибку в тексте, недобрать одно очко.

Про дом племянника жены кучера брата доктора

Согласитесь, что не сразу мы здесь найдём владельца того дома, который обозначен в заголовке. Недостатком этого предложения является нагромождение (нанизывание, расположение цепочкой) одних и тех же падежных форм.


Чаще всего происходит нанизывание форм родительного падежа в связи с большой распространённостью так называемого родительного приимённого: строго говоря, нет случая, когда при существительном нельзя было бы употребить другое существительное в форме родительного падежа.
Вот и появляются предложения, подобные следующим: «В целях дальнейшего улучшения дела постановки качества воспитания подрастающего поколения...»; «Для решения задачи ускорения подъёма уровня сельского хозяйства...»; «Для выполнения требования устранения отставания производства канцелярских принадлежностей...».
Такие предложения стилистически неприемлемы, и прежде всего потому, что они маловразумительны.

Меню сайта

 

Hosted by uCoz