Говорите и пишите правильно

Неуместно было бы в технической книге, в статистическом обзоре, в статье на экономическую тему написать: «Новые
тракторахарактеризуются такими-то техническими показателями». Но вполне допустимо употребить эту форму в живой беседе, в очерке на «весеннюю» тему:
Началась посевная кампания. Трактора уже вышли в поле.
Книжным формам множественного числа на
-ы/-ипротивопоставлены формы на
-а — разговорные:
инстру?кторы —
инструктора?,
це?хи —
цеха?, профессиональные:
кре?йсеры —
крейсера?,
реда?кторы —
редактора?,
се?кторы —
сектора?, просторечные:
инжене?ры —
инженера?,
шофёры —
шофера?.
Равноправными стали формы:
инспе?кторы —
инспектора?,
корре?кторы —
корректора?,
проже?кторы —
прожектора?,
сле?сари —
слесаря?,
то?кари —
токаря?и др.
Некоторые формы множественного числа (а среди них есть и такие, которые не имеют соответственной формы единственного числа) разграничиваются в зависимости от лексического значения слова.
Сравните:
кондуктора? — «работники транспорта» —
конду?кторы — «приспособления в технике»;
лагеря?(военные, пионерские, туристские) —
ла?гери — «политические группировки»;
борова? — «дымоходы» —
бо?ровы — «кабаны»;
корпуса? — «здания; войсковые соединения» —
ко?рпусы — «туловища»;
образа? — «иконы» — о
?бразы(художественно-литературные);
повода? — «поводья» —
по?воды — «побуждения»;
пропуска? — «документы» —
про?пуски — «недосмотры»;
тока? — «место молотьбы» —
то?ки(электрические);
тона? — «переливы цвета» —
то?ны(звуковые);
тормоза? — «приборы» —
то?рмозы — «препятствия»;
учителя? — «преподаватели» —
учи?тели — «идейные руководители»;
хлеба?(на корню) —
хле?бы(печёные);
цвета? — «окраски» —
цветы? — «растения»;
меха? — «выделанные шкуры» —
мехи?(кузнечные и т. п.);
соболя? — «меха» —
со?боли — «животные»;
счета? — «документы» —
счёты — «прибор; взаимные отношения»;
сыны?(родины) —
сыновья?(у родителей) и др.
История рассматриваемых форм показывает неуклонный рост количества слов с окончанием
-а/-яна протяжении последних двух столетий.

Меню сайта

 

Hosted by uCoz